Сегодня добыча криптовалют — целая индустрия, которая охватывает 114 стран и постоянно обеспечивает работоспособность сетей криптовалют. По данным Blockchain.info, рентабельность рынка по итогам прошлого года составила 4,1 миллиарда долларов. В эту сумму не включены доходы от продажи оборудования для майнинга, которые по разным оценкам составляют 3-4 миллиарда долларов в год.

Вместе с популярностью майнинга растёт и сложность сети Биткоина. Несмотря на то, что 80 процентов монет уже добыты, оставшиеся 20 процентов фермы смогут получить только к 2140 году. Это обусловлено тем, что награда за найденные блоки регулярно сокращается в два раза.

В то же время от 30 до 60 процентов прибыли майнеры тратят на электричество. По данным Bloomberg, для замещения всех добывающих мощностей Биткоина потребуется 30 ядерных реакторов, работающих на полную мощность.

Несмотря на это, майнеры всё равно умудряются зарабатывать до 20 миллионов долларов в день. Эти ошеломляющие цифры привлекают на рынок новых игроков — а производители оборудования стремятся найти более эффективные способы добычи монет.

Крупным игрокам рынка не хватает денег, получаемых от майнинга в обычных  условиях. Они придумывают новые, иногда безумные, способы добычи криптовалюты с минимальными затратами на электроэнергию — от добычи цифровых денег в пещере до запуска майнингового оборудования в космос. Рассказываем, как работают и выживают крупнейшие майнинговые фермы в условиях падения рынка криптовалют и роста цен на электричество.

GigaWatt

Запущена в 2012 году, хешрейт — 1,3 PH.

Появление крупных игроков в молодых и прибыльных отраслях предсказать трудно. Сегодняшние миллиардеры — это те, кто до недавнего времени чинил компьютеры или работал в магазине электроники. Один из них Дейв Карлсон, который начал добывать монеты с помощью обычной видеокарты, а теперь владеет крупнейшей криптовалютной фермой в Северной Америке.

Бывший специалист по программному обеспечению и предприниматель с 10-летним стажем занялся майнингом после того, как столкнулся с финансовыми проблемами после увольнения. Компания GigaWatt, основанная в подвале дома Карлсона, превратилась в многомиллионный бизнес всего за год.

Сейчас ферма расположена в бывшем промышленном складе, точное местоположение которого неизвестно. Как и другие крупные игроки, GigaWatt старается не привлекать внимание правительства.

Карлсон оценивает ежемесячные операционные расходы предприятия, в которые входит зарплата 15 сотрудников, в миллион долларов. Хешрейт полностью перекрывает эту сумму, добавляет предприниматель. Помимо добычи криптовалюты, GigaWatt занимается производством оборудования для майнинга на базе чипов Bitfury.

Очевидно, что бизнес у Карлсона идёт хорошо. Среди факторов, которые способствовали его успеху, предприниматель называет не только отчаянное стремление избежать бедности, но и удачу иметь низкие цены на электроэнергию. Штат Вашингтон, где находится компания, предлагает самую дешёвую электроэнергию в стране всего за 9,56 доллара за киловатт-час для частных лиц и 8,42 доллара за киловатт-час для предприятий.

Genesis Mining

Основана в 2014 году в Исландии, хешрейт — 1000 GH.

Ещё одна крупная майнинг-ферма — исландская Genesis Mining. Первоначально предприятия компании располагались в Боснии и Китае, но затем предприятие перенесло основные мощности в Исландию и Канаду из-за низких цен на электроэнергию.

Как и предприятие Карлсона, Genesis Mining не раскрывает точное расположение своих ферм и способы охлаждения оборудования.

Dalian mining farm

Основана в 2016 году в Далане, Китай. Хешрейт — 360000 TH.

Про китайскую ферму Dalian mining farm известно больше всего. У компании около десяти заводов по всей стране, в месяц она добывает 750 биткоинов, а на электричество тратит 1,17 миллиона долларов. Причиной такой открытости является позиция китайского правительства по отношению к майнингу — предприниматели вынуждены раскрывать финансовую отчётность, чтобы избежать постоянных проверок и избыточного внимания регуляторов.

Залог успеха компании — отсутствие затрат на доставку и обслуживание ASIC-майнеров. Дело в том, что крупнейшие компании по производству оборудования для добычи криптовалют расположены в Китае. Кроме того, у руководства Dalian mining farm хорошие отношения с местным правительством.

Китай — самая густонаселённая страна в мире, и большое количество граждан усиливает конкуренцию на рынке труда. Поэтому сотрудники соглашаются на порой некомфортные условия труда. Работники Dalian mining farm живут в общежитиях прямо на ферме и за небольшую зарплату обеспечивают беспербойную работу предприятия.

Swiss mining farm

Швейцария, 2016 год. Хешрейт неизвестен.

Крупнейшая майнинг-ферма в Швейцарии расположена в восточной деревушке Линталь на бывшем дубильном заводе. Её владелец Гвидо Рудольфи сначала запустил предприятие в Цюрихе, однако вскоре обнаружил, что цены на электроэнергию в столице слишком высоки, а прибыль от добычи невелика. Цены в Линтале, напротив, самые низкие в стране.

Хотя проблема охлаждения процессоров всё еще остается актуальной, а компания тратит на это достаточно много денег, Рудольфи настаивает, что финансовая выгода не является для него решающей. По его мнению, мир нуждается в Биткоине по политическим соображениям. Предприниматель сравнивает криптовалюты с интернетом 1990-х годов, когда многие люди с большим скептицизмом смотрели на это явление.

Российские майнинг-фермы

600 биткоинов ежемесячно. Хешрейт — 38 PH.

Россия также входит в число стран, в которых расположены крупные предприятия по добыче монет. Самое большое из них, как полагают СМИ, находится в Подмосковье. Точное местоположение и название фермы не раскрываются. Производственные мощности фабрики позволяют добывать 600 биткоинов в месяц, монеты генерируются на 3000 ASIC-майнерах Antminer S9 с производительность около 38 PH в секунду. Чтобы охладить это оборудование, используется современная вентиляционная система из Исландии. По данным Slavorum.org, ежемесячные расходы фермы на электроэнергию превышают 120 тысяч долларов.

Будущее

Крупные майнинг-фермы начали появляться всего несколько лет назад. До 2014 года предприятия по добыче криптовалюты принадлежали скорее энтузиастам, чем корпорациям. С увеличением сложности сети и падением крипторынка отдельные майнеры уходят с рынка. Однако те, кому удалось создать масштабную инфраструктуру при низких ценах на электричество, продолжают вести по-настоящему прибыльный бизнес.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграме. В нём много мемов и знания.