Решения на основе распределённого реестра окажут влияние на разные отрасли экономики: от промышленности до сельского хозяйства. Один из претендентов на изменения — розничная торговля. Блокчейн позволит ритейлерам добиться доверия покупателей, отслеживать цепочки поставок продуктов и усовершенствовать программы лояльности. Рассказываем, как технология повлияет на продажу и покупку товаров.

Блокчейн повышает доверие

Одна из важных проблем, с которыми сталкиваются ритейлеры — доверие покупателей. В период роста интереса к органическим или локальным продуктам клиенту важно знать, где и как произведён товар. Однако предоставить достоверные сведения о продукте не так просто, как кажется. Производитель может не указывать отдельные компоненты в составе, подделывать данные о месте изготовления или сроке годности.

Проследить за жизненным циклом продукта позволит распределённый реестр — производители по контракту с продавцом будут записывать в блокчейне данные о месте производства товара и его составе. На каждом этапе поставки посредник сможет внести в реестр данные, подтверждающие свежесть и качество товара.

Информация загружается в реестр только один раз, изменить или подделать её невозможно. Это позволит покупателям получать достоверные данные о продукте, а ритейлерам — разрывать отношения с контрагентом, который допустил нарушения при поставках, произвел некачественный товар или дезинформировал потребителей.

Решение в этой области разработал стартап Provenance. Компания внедряет блокчейн в цепи поставок небольших американских супермаркетов. С помощью сервиса потребители смогут узнать, что купленный ими свитер сделан из шерсти овцы, с которой гуманно обращаются, а рыба выловлена в море, а не выращена на ферме.

Над решением проблемы при помощи распределённого реестра работает и крупнейший в США розничный ритейлер Walmart. Компания ставит на товары чипы, которые отслеживают местоположение, температуру и влажность посылки. Технология позволит доставлять скоропортящиеся продукты свежими и исключать контрафакт.

Токены вместо бонусов

Другая сфера применения блокчейна — программы лояльности. Компании могут использовать технологию для выпуска собственной криптовалюты, которая привязана к финансовым показателям и выдаётся постоянным клиентам за определённые заслуги. Токены можно потратить на продукцию компании или её партнёров. Для потребителей ценность токенов выше, чем традиционных балов из-за ликвидности и потенциального роста их стоимости.

Как блокчейн меняет розничную торговлю — три реальных примера. Токены вместо бонусов. Фото.

В начале года собственный токены выпустил фермерский кооператив Бориса Акимова LavkaLavka. Покупатели получат монеты биокоин за каждую покупку, потратить их можно на товары компании или в заведениях партнёров. В ходе ICO, которое завершилось в феврале, кооператив привлёк 16 миллионов долларов.

Собственная криптовалюта есть и у российского подразделения сети фастфуда Burger King. Вопперкоин функционирует на блокчейн-платформе Wave и начисляется покупателям за каждый купленный воппер.

Как применить блокчейн в торговле

Перспективное направление для внедрения блокчейна — гарантийное обслуживание товаров. Клиенты часто теряют бумажную гарантию, а сотрудникам сервисных центров приходится тратить время на восстановление документов.

Стартап Warranteer разработал блокчейн-сервис, который в момент покупки товара записывает гарантийные данные в облако, а не на бумагу. Клиент может узнать условия, контакты сервисных центров и другие детали в мобильном приложении. В компании считают, что решение повысит лояльность потребителей и сократит затраты продавца.

Правительства и бизнес часто выступают против криптовалют, однако технология блокчейна остаётся в стороне от резкой критики.  Возможно, это преимущество позволит технологии развиваться отдельно от цифровых денег и перевернуть мир раньше, чем это сделает крипта.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграме, это удобно.