Могут ли децентрализованные райдшеринговые приложения помочь водителям и пользователям потеснить таких гигантов, как Uber и Lyft? Вот что на этот счёт говорит Фирдош Шейх, CEO компании-разработчика децентрализованного райдшерингового приложения Drife.

Огромный потенциал существует не только для децентрализованных райдшеринговых приложений или компаний, использующих блокчейн, но и для любых компаний, способных работать более этично, улучшая экосистему.

Логотипы Uber и Lyft

Может ли блокчейн улучшить райдшеринг?

Индустрия райдшеринга привлекает новые компании. По всему миру появляются стартапы, которые делают смелые заявления об использовании децентрализованных технологий по типу блокчейна, чтобы дать водителям и пользователям больше контроля. Drife – одно из таких приложений, построенное на блокчейне EOS.

Мы уже не раз рассказывали про этих ребят, и освежить память поможет эта статья.

В ноябре прошлого года Drife завершила первичное биржевое предложение и запланировала публичное тестирование приложения перед официальным запуском в Индии. Подобно другим децентрализованным райдшеринговым проектам, компания заявляет о «возращении контроля тем, кто создаёт стоимость». Её бизнес-модель основана на нулевых комиссиях с водителей. Фирдош Шейх объясняет это следующим образом.

Мы считаем, что водитель, который проводит за рулём 14-16 часов, заслуживает оставить всю выручку себе. Это его хлеб. Вместо этого Drife будет брать с водителей годовую плату за доступ к приложению.

Drife планирует использовать для управления и мотивации блокчейн, устранив потребность в централизованном руководстве. Водители могут резервировать через приложение токены DRF – чем больше залог, тем больше шансов получить заказ. Пассажиры также могут резервировать токены, чтобы получить «дополнительные преимущества». Какие именно – не уточняется.

Мы работаем над смарт-контрактами, которые позволят каждому водителю и пассажиру персонализировать приложение под свои потребности и запросы, чего нет в текущей экосистеме.

Мир райдшеринга старается преобразить ещё один проект под названием Arcade City. Это децентрализованная сеть, которая позволяет водителям и пассажирам связываться напрямую.


Водители могут устанавливать свои тарифы, работать, когда им удобно, и формировать собственную базу постоянных клиентов. Водители объединяются в пиринговые «профсоюзы». Они получают 100 процентов оплаты с поездок, заказанных напрямую, либо платят 10 процентов комиссии с заказов через геймифицированное приложение Arcade City. В приложении используются токены ARCD, основанные на стандарте ERC-20.

Логотип Убера

Идея Arcade City пришла Кристоферу Дэвиду, когда он работал водителем в Uber и обнаружил, что условия сервиса не разрешают водителям обмениваться контактной информацией с клиентами. Вот что говорит об этом.

Я подумал, что Uber без посредников будет намного предпочтительнее для многих водителей, которые подобно мне хотят быть настоящими предпринимателями. Я хотел свободно обмениваться контактной информацией и формировать собственную базу постоянных клиентов, как любой поставщик услуг. К примеру, парикмахеры имеют постоянных клиентов – это для них источник стабильного дохода.

  • Сервис Arcade City был запущен в техасском городе Остин в 2016 году, но тут же столкнулся с сопротивлением со стороны властей. Полиция Остина развернула спецоперацию против водителей Arcade City.
  • При попытке запуска сервиса на Филиппинах в 2017 году его работу заблокировали.
  • В 2017 году также состоялся хардфорк, что привело к созданию конкурентной децентрализованной платформы Swarm City.

Сейчас сервис планирует перезапуск на Филиппинах и запуск в Калифорнии «в ближайшее время».

Из-за закона AB5 тысячи сдельных работников остались без работы. В Калифорнии мы позиционируем Arcade City как сдельный рынок для всех, позволяющий связываться напрямую — без посредников.

Одной только децентрализации недостаточно

Тех, кто мечтает потеснить Uber и Lyft, ждёт непростой путь. По крайней мере, так считает Джон Уолперт, директор по корпоративному мейннету в одной из самых известных компаний в блокчейн-пространстве ConsenSys.

Недостаточно просто сказать, что ты децентрализуешь райдшеринг.

Кому как не ему знать, ведь до ConsenSys он был CEO компании–разработчика райдшерингового приложения Flywheel. По его мнению, главная проблема райдшеринговых приложений – «своевременное сопоставление спроса и предложения».

Задержки недопустимы. Если кто-то заказывает машину, то она нужна ему прямо сейчас. А если водители вовремя не получают от сервиса постоянный поток заказов, то они быстро из него уходят.

Уолперт также считает, что координированный рынок водительских услуг нуждается в реорганизации.

И это не может быть бесплатным. На самом деле это обходится необычайно дорого – поэтому кто-то захочет 20 процентов и окупаемости, чтобы рисковать вкладывать капитал. Нужно найти способ сопоставления спроса и предложения без компании-посредника.

Фирдош Шейх считает, что переход от централизованной модели к полностью децентрализованной не может произойти мгновенно.

Если я скажу, что уберу всё и предоставлю водителей самим себе, это их озадачит, потому что раньше за них всё делал посредник. Вместо этого нужен продуманный переход.

Логотип Убера

Drife планирует изначально поручить платежи и распределение поездок блокчейну, но по словам Шейх, «невозможно одним махом упразднить посредников в райдшеринге».

Это нужно делать постепенно. Наша компания изначально будет выступать гарантом как для водителей, так и для пассажиров. Со временем водители поймут, что им нужно вести дела самостоятельно — без чьей-либо помощи.

Несмотря на вызовы, амбиции Arcade City не заканчиваются на революции в райдшеринге. Не зря название сервиса содержит слово «city» – «город», а не «поездки». Представитель компании Кристофер Дэвид обнадёживает.

Мы рассматриваем это лишь как первый шаг к децентрализации всего. Мы уже экспериментируем с доставкой: с ней связано 8 процентов наших заказов в Остине. Но мы также хотим заниматься съёмом жилья и всем остальным, где подобная организация поможет убрать посредников.

Также проблема заключается в том, что децентрализованные технологии ещё далеки от того, чтобы стать достаточно удобными для простых пользователей. Тем, кто яро выступает за повсеместную децентрализацию и шифрование, вполне можно возразить: это замечательно только тогда, когда люди действительно умеют этим пользоваться. Но если нужно будет учить водителей, как управлять приватными ключами, то они уйдут.

В нашем крипточате вы найдёте ещё много другой полезной информации.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграме. Даёшь децентрализованное государство!