Тем не менее, этот 123-летний институт начинает умирать, превращаясь в систему, в которой совет преимущественно награждает стариков за выдающуюся работу, относительно неизвестную за пределами небольшого круга их сообществ. В результате, приз стал практически полностью изолированным внутри академических кругов, отделившись от более широко распространившихся достижений огромного мира. Пытаясь вновь нащупать связь с общественностью, Шведская королевская академия наук начала признавать более спорные случаи. Когда комитет захотел оживить премию по литературе, он наградил Боба Дилана. Кого бы он мог выбрать, чтобы сделать то же самое с премией по экономике? Конечно, Сатоши Накамото. Анонимного создателя Bitcoin.

«Нобелевка» за Биткоин

Это не шутка: Сатоши Накамото заслуживает Нобелевской премии. Впервые в истории человечества Накамото придумал способ убрать финансовых посредников. Создание Биткоина — это важнейшее и необратимое событие, которое сегодня затрагивает жизни сотен тысяч людей. Оно создало основу для технологий, благодаря которым появился блокчейн, смарт-контракты и экономическая теория токенизации активов. Спроси любого на улице — и он слышал про биткоины. Но он не слышал о теории контрактов или поведенческой экономике — за эти работы были присуждены премии последним лауреатам. Это не умаляет их трудов — они прекрасны в своих академических кругах — но криптовалюты оказывают влияние на современную экономику, которое невозможно переоценить.

Некоторые выдающиеся ученые признали это достижение. Доктор Бхагван Чоудхри, профессор финансов в Калифорнийском университета в Лос-Анджелесе, получил вопрос в 2016 году от Нобелевского комитета о том, кого номинировать на премию, и выбрал Сатоши Накамото. К сожалению, комитет отказался, сославшись на анонимность создателя Биткоина. Пресс-секретарь Шведской королевской академии наук в своем объяснении отклонения отметил, что «премия, как и в данном случае, не присуждается анонимно или посмертно».

Доктор Чоудхри в ответ предложил принять премию вместо своего номинанта, а после получения награды обменять её на биткоины и отправить на наиболее вероятный цифровой адрес Накамото. Забавен не только сам факт того, что Накамото является недоступным отшельником, но и то, что премию в денежном эквиваленте он наверняка предпочел бы забрать цифровым золотом. В эпоху цифровых технологий, где слова мгновенно передаются по миру, физическое присутствие становится несущественным, как и анонимность Накамото несущественна для присутствующих в зале награждения.

Если же упрямство комитета проистекает из убеждения, что победители должны уважать Шведскую королевскую академию наук, возможно, ему стоит спросить себя, что более важно: гордость учреждения или достижение почётной награды. Накамото, безусловно, стал бы спорным победителем: у него нет уважения к институтам, которые поддерживают статус Нобелевской премии. Но иногда новаторская деятельность вводит новую энергию в систему. Миру, конечно, нужны врачи, но также нужны хакеры, новаторы и другие «изгои» вежливого мира, которые заставляют пересматривать самое сердце любой системы. Формальная награда становится бесполезной, когда не может наградить неформальные, но очень важные для мира достижения.

В период важнейшего технологического и социального перехода, Нобелевский комитет мог бы продемонстрировать предвидение, возвысив работу одного из самых проникновенных новаторов мира. Создание Биткоина и криптовалют знаменует собой огромные изменения для любой сферы экономики, включая теорию игр, и должно быть признано стареющими апологетами старого мира. Потому что именно слова Накамото лягут в основу экономики 21 века: децентрализованная среда обмена, самообслуживаемая технологией так, как не было возможно никогда на всем протяжении человеческой истории.

Учитывая анонимность Накамото, такая награда была бы символической. И анонимность лучше всего подчеркивает саму суть криптовалют. Биткоин появился благодаря совместной работе множества людей и продолжает развиваться и совершенствоваться, благодаря усилиям экспертов по криптовалютам. Наградив кого-нибудь из них, Нобелевский комитет лишил бы вклада остальных. Сатоши Накамото, будучи неизвестным и анонимным вдохновителем всего этого движения, мог бы стать символом криптовалют в целом, и можете быть уверены, любой бы в мире криптовалют одобрил выдвижение Накамото.

Если же единственным основанием комитета для отказа в номинации Накамото будет неявка самого номинанта, тогда Нобелевская премия нуждается в децентрализации. Альфред Нобель учредил премию в свою честь, чтобы поощрить идеи и взгляды, которые он сам хотел видеть от мира. Нобелевская премия, по своей сути, никогда не заботилась о том, кто ее получил, скорее о том, за что ее получают. Если убрать человека из этого уравнения, останутся его достижения. Сатоши Накамото как никто другой это понимал и чувствовал.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграме. Наградим Сатоши премией.