Отметим, что Эдвард часто упоминает тему криптовалют. В частности, в конце октября этого года он раскритиковал проект под названием Worldcoin. Речь идёт об идее основателя фонда Y Combinator Сэма Альтмана, который пообещал всем желающим начислить определённый объём новой криптовалюты в обмен на скан их глаза. Тогда Сноуден напрямую посоветовал людям не связываться с данным проектом и не «продавать» данные о своих частях тела.

При этом Эдвард также успел приобщиться к тренду NFT и продать собственный токен под названием «Оставайтесь свободными». В итоге его приобрели за 2224 эфира, то есть эквивалент 8.8 миллиона долларов.

По данным платформы CryptoArt, это сделало NFT третьим во всей нише по величине суммы продажи среди художественных работ. Первые три места в общем рейтинге выглядят так.

Топ наиболее дорогих NFT-токенов

А золото по-прежнему принадлежит работе EVERYDAYS: THE FIRST 5000 DAYS от художника Майка Уинклманна под псевдонимом Beeple. Она была продана за 69.3 миллиона на аукционе Christie’s.

Однако в итоге Сноуден обеспокоился происходящим в мире децентрализованных активов. Вот детали.

Что не так с NFT?

Некоторые аспекты развития концепции метавселенных, где активно применяются NFT, выглядят «ужастными, отвратительными и угрожающими» для всего рынка. Другими словами, кое-кто заинтересован в создании ценности там, где её не может быть, считает Эдвард. Вот цитата Сноудена по этому поводу, опубликованная изданием Cointelegraph.

У нас есть люди, которые пытаются привнести искусственное ощущение дефицита в сферу пост-дефицита. Я думаю, что сообществу следует очень постараться увести дугу развития от введения искусственного и ненужного спроса полностью в интересах некоторого класса инвесторов.


То есть Эдвард намекает, что некоторые из продаваемых вещей в виртуальном мире не стоят своих денег. Более того, они ошибочно ценятся высоко только из-за ограниченной доступности, над которой потрудились разработчики. Соответственно, большей части инвесторов якобы стоит обходить подобные приложения стороной.

Мы считаем, что Сноуден может быть прав, однако нынешний этап — нормальная фаза развития новой технологии, к которым по-прежнему относятся криптовалюты и NFT. Поэтому винить их в отсутствии ценности — это всё равно что ненавидеть Биткоин за волатильность его цены.

Экс-сотрудник АНБ США Эдвард Сноуден

Ещё один участник конференции — сооснователь Эфириума Гэвин Вуд — похоже, не согласился с утверждениями Сноудена относительно NFT. Он упомянул, что уникальные токены открыли массу возможностей для создателей контента, которые могут выгодно монетизировать свою деятельность. Однако Сноуден возразил, что покупатели NFT приобретают не конечный продукт, а нечто виртуальное в метавселенных, развитие которых строится только на обещаниях.

У меня нет никаких проблем с тем, что, к примеру, разработчики игр ограничивают доступ к своему продукту так же, как они это делали десятилетия назад. Я рассматриваю NFT как более гибкий способ ограничения доступа к своему контенту.

Карта метавселенной The Sandbox, где виртуальные земельные участки продаются в виде NFT

Продажа виртуальных участков земли в метавселенных уже стала заметным трендом индустрии — и в этом есть нечто тревожное. Теперь даже виртуальное пространство становится «собственностью», недоступной для большинства людей. При этом учитывая высокие цены на большинство NFT, развитие этого тренда действительно приносит больше всего прибыли именно богатым инвесторам. Хотя мы предполагаем, что со временем сфера всё же будет становиться более демократичной.

А пока богатые инвесторы платят эквиваленты сотен тысяч долларов за уникальные предметы. К примеру, накануне коллекционер NFT-токенов приобрёл виртуальную землю в проекте Sandbox. Таким образом он станет соседом Снуп Догга. Причём цена вопроса в данном случае составила эквивалент 450 тысяч долларов. Подробнее об этой истории читайте в отдельном материале.

Покупка NFT-токенов


Мы считаем, что индустрия уникальных токенов ещё далека от своего пика распространения, а в будущем NFT ждут новые варианты применения. Безусловно, в сфере хватает обмана — в том числе из-за активности инвесторов, которые покупают свои же токены с других адресов, однако избежать этого вряд ли удастся. Ну а по итогу перспектив у индустрии кажется куда больше, чем негативных сторон. Поэтому смысл критиковать происходящее здесь скорее всего невелик.

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в нашем крипточате миллионеров. Там поговорим и на другие темы, которые так или иначе сказываются на происходящем в мире децентрализованных финансов.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМЕ, ЧТОБЫ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ.