Игры — достаточно популярный вариант применения блокчейна. В данном случае децентрализованные сети позволяют приобретать внутриигровые предметы, которые при этом будут отправляться на блокчейн-адрес пользователя и таким образом по-настоящему ему принадлежать.

Впрочем, здесь спросом больше пользуются современные PoS-сети с быстрым проведением транзакций и низкими комиссиями, благодаря чему геймерам не приходится долго ждать. Однако как показывают новые усилия разработчиков, некоторые из них готовы использовать и сеть BTC.

Победа Биткоина над фиатными валютами

В то же время упомянутый протокол Ordinals, позволяющий создавать «надписи» в качестве аналога NFT, по-прежнему пользуется спросом. По состоянию на сегодня на его основе было создано 60.9 миллиона уникальных надписей. При этом в последние недели темпы создания таких элементов заметно снизились.

Количество надписей, созданных в сети Биткоина на основе протокола Ordinals

Как используют сеть Биткоина

В обозревателе Ordinals эмулятор доступен по следующей ссылке. Разработчики заявляют, что реализация инициативы стала возможной благодаря алгоритму компрессии Brotli, разработанному Google. Теперь эффективность размещения данных на блокчейне выросла на 80 процентов, а значит для записи эмулятора понадобилось куда меньше ресурсов сети Биткоина.

Эмулятор Nintendo 64

Генеральный директор Ninjalerts Тревор Оуэнс также отметил, что в начале января его команда запустила эмулятор для SNES. Вот соответствующая реплика по этому поводу.

Мы разработали эмулятор SNES ещё до релиза Brotli. Поэтому с учётом всех факторов эта система может быть слишком дорогой для сохранения игр на блокчейне.

Файлы самого эмулятора весят 6.4 мегабайта, однако благодаря применению Brotli данный размер сократили до 1.4 мегабайта. Таким образом удалось существенно снизить затраты на «вписывание» данных в блокчейн. Согласно данным источников Decrypt, это утверждение также справедливо для игр на Nintendo, которые сторонние пользователи тоже могут внести в Ordinals.

А вот видео работы эмулятора SNES.

Вписывание данных для эмулятора N64 обошлась Pizza Ninjas примерно в 5 тысяч долларов по цене 25 сатоши за байт добавленных данных. Вот реплика по данному поводу.

Если бы мы вписали эмулятор N64, когда вписывали SNES, это стоило бы от 20 до 25 тысяч долларов.


Здесь о себе напоминает ключевой минус взаимодействия с сетью Биткоина — а именно высокие транзакции. Всё же блокчейн BTC способен справляться лишь приблизительно с 7 транзакциями в секунду, из-за чего он подвержен перегрузкам при наплыве пользователей. К тому же сами по себе операции в BTC обходятся достаточно дорого на фоне Solana или даже L2-сетей на основе Эфириума.

К примеру, вчера средняя комиссия за проведение транзакции в BTC составила эквивалент 4.3 долларов. Конечно же, это не тот уровень комиссий, который будет привлекать новых пользователей, поскольку всего за пять переводов здесь придётся отдать больше 20 долларов. К тому же из-за этого задействовать сеть Биткоина для новых вариантов применения также оказывается слишком дорого.

График средней комиссии в сети Биткоина

По словам Оуэнса, одна из причин повышенного внимания разработчиков к N64 заключается в том, что Nintendo 64 была последней крупной консолью, использовавшей картриджи. Следующие поколения консолей уже перешли на CD-диски.

Приставка Nintendo 64

Браузерные эмуляторы легальны во многих странах, поскольку не содержат оригинального кода эмулируемой консоли. Вместо этого они, как правило, представляют собой повторную реализацию аппаратной функциональности консоли, достигнутую путём реверс-инжиниринга. Однако в работе опубликованного эмулятора есть свои недостатки, привязанные к юридическим трудностям.

😈 БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНОГО МОЖНО НАЙТИ У НАС В ЯНДЕКС.ДЗЕНЕ!

Проблема в том, что копирование ROM, то есть файлов игр, в эмулятор может нарушать авторские права. В своём заявлении Оуэнс добавил, что Pizza Ninjas не будут вписывать в блокчейн код самих игр Nintendo, опасаясь юридических последствий со стороны компании.

Индивидуальные пользователи могут делать это на свой страх и риск. Вот цитата по данному поводу.

Вряд ли мы будем работать с консолями новее N64, и вряд ли мы сделаем Playstation 1 на блокчейне. На новых поколениях устройств компании начали внедрять DRM, что ставит их в ещё более неоднозначное положение с юридической точки зрения.


В теории добавления данных в сеть Биткоина с нарушением авторских прав может вызвать проблемы репутации блокчейна. Дело в том, что убрать эту информацию оттуда не получится, а значит компания-разработчик вряд ли сможет добиться нужного результата. К тому же найти человека, который добавил данные, с учётом псевдоанонимности блокчейна BTC скорее всего тоже не получится. А значит девелоперы вряд ли будут рады происходящему и едва ли озвучат положительные комментарии в адрес используемой для этого сети.

Управление цифровыми правами (DRM) относится к технологии, которая контролирует доступ к цифровому контенту, предотвращая несанкционированное копирование и распространение. И хотя нарушение авторских прав является большой проблемой, перенос важных данных на блокчейн помог бы сохранить необходимую информацию.

Оказывается, значительная часть старых игр эпохи Nintendo уже утеряна. Многие проекты забыты или вовсе уничтожены на картриджах. Их оцифровка, да ещё и в неизменяемом блокчейне, может стать «охотой за сокровищами» нового поколения.


Сеть Биткоина вряд ли окажется популярным инструментом для гейминга из-за своих высоких комиссий. Однако для хранения данных блокчейн подходит отлично, хотя это тоже обходится довольно дорого. Поэтому не исключено, что в дальнейшем коды важных продуктов будут добавляться в сеть BTC для их сохранности в будущем.

Ещё больше интересного ищите в нашем крипточате бывших богачей. Там поговорим и на другие важные темы, которые оказываются в поле зрения ценителей цифровых активов и вложений в них.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ В ТЕЛЕГРАМЕ. ТУЗЕМУН НЕ ЗА ГОРАМИ!